Архив номеров

Выберите номер: Архив номеров

знач.изм.
USD21/1164.02-0.2483
EUR21/1170.85-0.2238
  • № 462019-11-15
  • Газета недели в Нерюнгри
    ИС +7 (924) 877-65-56 (sms-сообщения, народная новость)
  • Новости
  • О газете
  • Подписка
  • Архив номеров
  • Каталог
  • Главная
  • Скачать архив в PDF

    • БАМ: центральный плацдарм

      2014-04-3001030Центральный участок, расположенный на территории Амурской области, один из основных участков Байкало-Амурской магистрали. Его протяженность от Тынды на восток и запад - 1130 км. Кроме того, он включает в себя и северную меридиональную ветку БАМ-Тында-Беркакит протяженностью 397 км.

      Строительство линии БАМа (разъезд, расположенный западнее станции Сковородино на Транссибирской магистрали) - Тында (бывший поселок Тындинский) началось в январе 1972 года. Строителям предстояло возродить 180-километровый подъездной путь к поселку Тындинский. Тот самый путь, с которого для достижения победы над врагом в годы Великой Отечественной войны, были сняты рельсы для сооружения рокадной дороги под Сталинградом. Эта линия должна была стать связующим звеном между Транссибирской железной дорогой и начинающей строиться Байкало-Амурской магистралью. 

      8 мая 1975 года, на пять месяцев раньше намеченного срока, было уложено «серебряное» звено и открыто рабочее движение по ветке БАМ-Тында, по которой пошли груженые поезда для набирающей темпы стройки. Эту трудовую победу строители посвятили 30-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией.

       

      С началом строительства БАМа и приходом в поселок Тындинский железной дороги, он становится одним из самых больших узловых станций на Байкало-Амурской магистрали, превратившись за каких-то полгода в центр всесоюзного значения. Недаром его стали называть столицей БАМа. В Тынде разместились всевозможные строительные управления и тресты, в том числе и такие мощные организации, как Управление «Главбамстрой» и Дирекция строительства БАМа, что позволяло руководить широко размахнувшимся строительством оперативнее и эффективнее. Также здесь находились штаб Центрального Комитета ВЛКСМ на БАМе, курирующий эту стройку, корпункт центральной газеты «Комсомольская правда», информационные агентства - ТАСС, АПН.

      Вокруг районного центра выросли временные поселки строителей – механизированных колонн, строительно-монтажных поездов, мостостроителей, тоннельных отрядов, и многих других субподрядных организаций. Сотни могучих грузовиков, тракторов, бульдозеров и другой строительной техники заполнили немногочисленные улицы поселка.

      14 ноября 1975 года поселок Тындинский получил статус города и стал называться Тындой.

      В строительстве БАМа принимала участие поистине вся страна. На «стройку века» один за другим прибывали комсомольско-молодежные отряды, сформированные в разных городах и республиках Советского Союза. Коллективы сотен предприятий поставляли сюда землеройные, подъемно-транспортные механизмы, грузовые автомобили и трелевочные тракторы, буровые станки, вагончики для жилья, металл, железобетонные конструкции и многие другие строительные материалы. Ежедневно в Тынду прибывало по нескольку эшелонов. Все это нужно было принять, разместить, наладить взаимодействие, и четкую работу сотен людей.

      Вслед за соединительной веткой БАМ-Тында, в мае 1975 г. началось строительство 217 км трассы Тында-Беркакит, которая должна была стать надежной транспортной артерией, ключом к строительству и развитию первого на БАМе территориально-производственного комплекса - Южно-Якутского.

      В это же время началось строительство Центрального участка Байкало-Амурской магистрали от Тынды на запад - к Забайкалью, и на восток - к Хабаровскому краю. Восточную часть Центрального участка главным образом прокладывали железнодорожные войска, которым по штату было положено уметь возводить дороги в самых необычных, сложных и тяжелых условиях. Для воинов–железнодорожников БАМ начался с десантов, по-военному стремительных и суровых. Всю осень и зиму 1974 г. эти десанты вели борьбу за таежные плацдармы. Через считанные месяцы таежные гарнизоны становились неузнаваемыми. Ими были построены опорные пункты будущих станций: Маревая, Дипкун, Огорон, Верхнезейск. Одновременно прорубались просеки для рельсового пути, прокладывались временные автодороги, шла отсыпка железнодорожного полотна, строились мосты. Так только в 1978 г. на Центральном участке ими было возведено 150 искусственных сооружений, в том числе 43 больших и средних моста.

      Наиболее сложным и трудным считается мост через Зейское водохранилище. Уникальность этого сооружения заключалась в том, что строительство моста осуществлялось одновременно со строительством Зейской ГЭС и наполнением Зейского водохранилища. В месте мостового перехода к окончанию его строительства уровень воды в водохранилище поднялся на 27 м, раскинувшись вдоль реки на 180 км. Наряду с воинами-мостостроителями, в строительстве этого моста принимал участие ударный комсомольский десант, состоящий из мостостроителей, строивших мост на Амуре - самый большой на всей трассе БАМа. В мае 1982 г. мост длинною в 1100 м, высотою опор 60 метров, и пролетами равными 130 метрам был сдан в эксплуатацию. Проектировщики, изыскатели и мостостроители показали высший класс мастерства при сооружении моста в таких необычных и сложных условиях.

      Полтысячи километров было пройдено военными железнодорожниками на восток, прежде чем 29 апреля 1984 г. на реке Тунгалы произошла стыковка Центрального и Восточного участков БАМа, и было открыто сквозное движение поездов по всей Амурской области. Разъезд, где произошло это событие, назван именем Виктора Мирошниченко - дальневосточника, сержанта железнодорожных войск, ставшего Героем Советского Союза посмертно за подвиг, совершенный им в октябре 1941 г. под Москвой. На разъезде был открыт памятный знак, символизирующий встречу подразделений воинов-железнодорожников, которые десять лет вели навстречу друг другу таежную магистраль.

      На западном направлении от Тынды, чтобы состыковаться со строителями Западного участка, предстояло уложить железнодорожные звенья на 630 километрах дороги. В основном работы велись трудовыми коллективами подразделений Управления «Главбамстрой» Министерства транспортного строительства СССР.

      Первыми на запад в конце 1974 начале 1975 гг. ушли авангардные комсомольско-молодежные отряды в несколько десятков добровольцев с необходимой техникой – бульдозерами, трелевщиками, вездеходами и утепленными вагончиками. Шли через тайгу, по замерзшим рекам, создавая опорные пункты будущей дислокации своего строительно-монтажного поезда и оставляя за собой жизненно важный зимник, необходимый для идущих за ними строителей. Десантники расчищали площадки, строили жильё, столовые, склады, создавали запасы горючего, строительных материалов, продовольствия, то есть создавали необходимые условия для труда и отдыха строителей. Все это надо было сделать до наступления весенней распутицы, которая отрезала бы головные группы от основных баз.

      После подготовительных работ на опорный пункт прибывали основные силы строителей, которые вели весь комплекс работ по рубке просеки, отсыпке железнодорожного полотна, прокладке притрассовых автодорог, строительству временных поселков, а также возведению постоянных каменных стационарных зданий и сооружений железной дороги. Именно так были основаны будущие поселки западной части Центрального участка строителей  - Кувыкта, Хорогочи, Ларба, Хани.

      Дорога строилась быстрыми темпами. На стройке внедрялись - бригадный подряд, различные формы социалистического соревнования. То один, то другой коллектив выступал с инициативой по досрочному завершению работ на том или ином участке. Его тут же поддерживали остальные. Так уже в ноябре 1977 г., на два месяца раньше намеченного срока, была закончена укладка рельсового пути до станции Кувыкта – первой станции на западе от Тынды. А через год, в декабре, рельсы БАМа пришли на станцию Ларба.

      13 мая 1982 г. железная дорога вышла на границу Амурской, Читинской областей и Якутской АССР - на станцию Хани, самую высокую точку магистрали. Рельсы здесь забрались на перевал с отметкой 1310 метров. Именно здесь состоялась торжественная укладка символического «серебряного» звена, что означало окончание прокладки стального пути на западе Центрального участка Байкало-Амурской магистрали.

       

      Т.Быкадорова,

      старший научный сотрудник Нерюнгринского музея

       

    • распечатать
    • отправить другу

    Ещё по теме:

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить

    Поздравления

    Посмотреть все поздравления ∨

    Топ 4

    Последние комментарии

      Объявления

      • Новости
      • О газете
      • Подписка
      • Архив номеров
      • Каталог
      • Главная