Архив номеров

Выберите номер: Архив номеров

знач.изм.
USD25/1175.47-0.3419
EUR25/1189.89-0.0054
  • № 472020-11-20
  • Газета недели в Нерюнгри
    ИС +7 (924) 877-65-56 (sms-сообщения, народная новость)
  • Новости
  • О газете
  • Подписка
  • Архив номеров
  • Каталог
  • Главная
  • Скачать архив в PDF

    • Хабаровские спасатели о крушении Ми-8 в Якутии: «Чтобы выжить на холоде, люди закапывались в пепел»

      2013-07-2101031На днях сотрудники Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, принимавшие участие в поисках пропавшего вертолета, вернулись домой.Вертолет Ми-8, рухнувший в Якутии, двое суток искали двумя группами: наземной - на вездеходах, и с воздуха - вертолетами. Условия были хуже не придумаешь: температура держалась около 5 градусов ниже нуля, туман, временами снег, сильный и порывистый ветер.- Мы думали, найдем достаточно быстро, - пожимает плечами Максим Почекунин, старший воздушной поисковой группы. - По имеющейся у нас информации, вертолет был окрашен в ярко-оранжевый цвет. Местность там относительно безлесная - тундра, и яркое пятно можно заметить издалека. Однако время шло, а аварийный борт все никак не попадал в поле зрения. Сильно мешала погода - то туман, то дождь, то снег. Гористая местность. Мы обшаривали буквально каждый метр, но и сильно не мешкали, знали, что в машине «Полярных авиалиний» находилось около тридцати человек, почти треть из них - дети. Время работало против пострадавших. Даже если люди выжили при падении, то холод мог свести их шансы на выживание к нулю.Поиск, по словам спасателей, шел в радиусе 50 километров. Как объяснил Константин Золотухин, руководитель наземной группы, искали «от точки до точки» в четырех вероятных местах аварии. Но обнаружили выживших случайно - по следу сигнальной ракеты.

      - Кто-то из экипажа, заслышав шум винтов, выстрелил из ракетницы, мы увидели, откуда тянется след и прошли над этим местом, - продолжает Максим. - Обломки были частично засыпаны снегом, у куска фюзеляжа стоял человек и махал нам руками. Тут же координаты мы передали в центр и попытались высадить группу, но погода не позволила, да и местность сложная. Пришлось отойти на километр и выбросить трех человек, которые бегом бросились к месту крушения. Там нашли второго пилота - он почти не пострадал, командира с обмороженными руками, бортинженера с переломанными ногами и молодого парня, у него были проблемы со спиной. Он только открыл один глаз и потерял сознание. Плохо было дело. Двоих ходячих мы эвакуировали сразу, остальные дожидались подхода наземной группы, но тогда уже распогодилось и стало возможным их забрать вертолетом. Когда грузили бортинженера, дядька такой пожилой, он плакал...

       

      Выживших было пятеро

      - А что бросилось в глаза на месте аварии? Может, что-то необычное заметили? - интересуюсь я.

      - Трудно сказать, - поглаживая подбородок, отвечает Константин. - Так получилось, что вертолет выгорел полностью, обломки разбросало от удара о скалу в стороны и остался только двигатель, причем обломки не больше вот этой картинки (указывает на стену, где висит небольшая рамка с фотографией (прим. ред.)-  Тела под обломками лежали одно на другом. Начинаешь вытаскивать - страшно.

      - Причем когда мы стали разбирать обломки и вытаскивать тела, то под ними камни еще горячие были, а прошло двое суток.

      Со слов экипажа спасатели узнали, как эти дни те провели в ожидании помощи. Чтобы не замерзнуть, им приходилось залезать под фюзеляж, в пепел, и греться.

      - В стороне от обломков мы нашли тела еще двух девочек, предположительно, четырех и двенадцати лет. Я так понимаю, что то ли их при ударе выбросило из машины, то ли что другое... Хотя лица и руки у них обгорели, значит в пожаре побывали. Тут ничего сказать не могу. И еще одну женщину нашли, пятую выжившую. Она жива была еще в течение суток, ходила, бродила вокруг, чтобы не замерзнуть, потом присела и умерла, видимо, от переохлаждения или шока. Но пилоты утверждают - ее не видели, хотя тело мы нашли недалеко от фюзеляжа.

      - Там ходила байка, - включается в обсуждение Максим Почекунин, - что помимо спасенных, которых нашли мы, якобы в момент удара из вертолета удалось выскочить еще двоим мальчикам. Видимо, родственникам об этом сказал спасенный нами парень, как будто он видел братьев, выпрыгивающих из горящей машины. Но надо понимать, в каком состоянии он находился - шок, обезболивающее и так далее. То есть, ему могло показаться. Местные услышали и ухватились за это как за соломинку. Мы для очистки совести весь район обследовали и вертолетом, и вездеходом, и пешим порядком, никого не нашли, никаких следов, ничего.

      - И мы когда только высадились, сразу же опросили всех бывших на месте аварии - есть еще кто живой? Четкий ответ был - нет. Когда уже собирались улетать, с вертолетом прибыл отец тех мальчиков, которые якобы выпрыгнули. Поднял всех на уши, местных проводников, они готовы были чуть ли не в драку лезть. Говорили: «Куда вы улетаете! Давайте искать!». Еле успокоили - мы отработали полностью весь квадрат. Никого больше там не было, - тяжело вздыхает Максим.

      - Мы когда отправились на поиски, - продолжает разговор Константин, - местные шушукались, что, мол, когда найдут место падения, надо бы отцепление выставить, потому что родственники пассажиров узнав, что живы только пилоты, уже ружья начали заряжать.

       

      Версии

      - А что экипаж, что они говорили, когда вы их нашли? - продолжаю расспросы.

      - Особенно ничего. Пить хотели, да бортинженер просил найти какую-то папку с документами, черную, но ее не нашли, я только обнаружил полетную карту... может, он ее имел ввиду? - пытается припомнить командир «воздушной» группы.

       

      - Кстати говоря, на поисках сильно отразилось то, что экипаж отклонился от маршрута?

      - Действительно, от положенного маршрута они отклонились - находились в совершенно другом месте. И я вот до сих пор понять не могу, почему командир экипажа имея на руках полетную карту не смог определить точное местонахождение, - хмурится Константин. - Хотя тут может быть дело в погоде. В тумане могло их отнести куда угодно, но, опять же, не факт.

      - А как авария произошла по вашему мнению? Есть версия, что шли они в тумане, внезапно увидели сопку, задрали нос на себя и хвостовым винтом зацепили дерево.

      - Землю они зацепили. Хвостовой редуктор практически ушел в землю.

      - На какой же высоте они тогда летели?

      - Если от ровной поверхности взять, то где-то метров сто пятьдесят. Ну, я не эксперт, чтобы выводы делать.

      - Кстати, еще одна версия, - присоединяется к разговору проходивший мимо спасатель, тоже участвовавший в поисках. - Мы когда облетали квадрат, то заметили, что ветер в тех местах очень резкий, шквальный и часто меняет направление, причем у земли его практически нет. Возможно, они шли впритирку, вынырнули из-за сопки. Шквал, вертолет задирает нос и хвостовой винт отрубает при ударе о камни. Вертолет начинает вращаться. Пилоты успели выскочить или их и еще нескольких людей выбросило.

      - Или обледенение машины, - оживляется Константин. - Вполне возможный вариант, потому и шли так низко.

      - С ними были депутаты, трое, собственно, говорят, что рейс для них и планировался, все остальные попали на борт как попутчики, долететь бесплатно. Вот родители и отправили своих детей к бабушкам погостить, а там еще две беременные женщины и уже родившие домой с мужьями возвращались. Перед трагедией, вроде бы, депутаты рейс и задерживали из-за каких-то своих дел. Пилоты их постоянно торопили, что, мол, погода ухудшается. Вот и дождались, пока она окончательно не разошлась, - печально констатирует командир наземной группы. - Но это только со слов жителей Депутатского. Какие версии сейчас ни строй, а столько людей погибло.

       

      Разговор с психологом

      "Наша задача - вывести людей на плач"

      С родственниками погибших работали психологи Центра экстренной психологической помощи МЧС России, среди них было 5 специалистов из Хабаровска.

      - Очень тяжело было работать, мы для этих людей чужаки. Другая культура, другой менталитет. У якутов особое мировоззрение. Охотники, все друг другу родственники. Молчаливые, склонные все держать в себе. Свою слабость не показывать. А нам надо было, чтобы они выговорились, выплакались, вывести их, как говорится, «на плач». Поскольку оставшееся внутри переживание - это однозначные проблемы со здоровьем потом. Получалось с трудом, - рассказывает «Комсомолке» подробности общения с родственниками погибших пассажиров Александр Игнатьев, заместитель начальника отдела экстренного реагирования ДВФ ФКУ ЦЭПП. - Вот, например, семья, у которой погиб новорожденный ребенок. Женщине явно хотелось выговориться, но муж сказал: «нет». Значит нет, она сникла и больше на контакт не шла. Нам пришлось работать с ней через директора школы. Более-менее нам стали доверять только после того, как прилетел президент республики. Тут, я повторюсь, особый менталитет. Охотник ушел в тундру, пропал – значит, тундра взяла его. Утонул человек в реке - значит река взяла. Это с их точки зрения нормально. А тут катастрофа, которой они не находили объяснений. Когда же им все рассказал свой человек - успокоились, приняли это как уже свершившийся факт и что с этим как-то надо жить дальше.

      Напомним, 2 июля воздушное судно вылетело из поселка Депутатский в село Казачье. Через несколько минут после вылета вертолет столкнулся с сопкой и взорвался. На борту находилось 28 человек, 11 из них дети. Через сутки четверых выживших  -  трех членов экипажа и 17-летнего пассажира – перевезли в больницу Якутска.

      Борис КОКУРИН «КП - Хабаровск» (Публикуется с сокращениями)
    • распечатать
    • отправить другу

    Ещё по теме:

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить

    Поздравления

    Посмотреть все поздравления ∨

    Топ 4

    Последние комментарии

      Объявления

      • Новости
      • О газете
      • Подписка
      • Архив номеров
      • Каталог
      • Главная