Архив номеров

Выберите номер: Архив номеров

знач.изм.
USD04/0874.160.7325
EUR04/0887.23-0.0636
  • № 312020-07-31
  • Газета недели в Нерюнгри
    ИС +7 (924) 877-65-56 (sms-сообщения, народная новость)
  • Новости
  • О газете
  • Подписка
  • Архив номеров
  • Каталог
  • Главная
  • Скачать архив в PDF

    • Они были первыми

      2016-11-030119240 лет назад на разъезде «Якутский» отряд «Якутский комсомолец» уложил «золотое» звено, дав начало железнодорожному сообщению в Якутии. О том, как первые железнодорожники привели железную дорогу в республику – в спецпроекте ЯСИА.

      История Малого БАМа началась задолго до того, как на разъезде «Якутский» уложили «золотое» звено. В 30-е годы ХХ века Министерство обороны СССР приняло решение строить стратегическую железнодорожную магистраль параллельно Транссибу. Тогда же начали возводить ветку Бамовская–Тында, получившую впоследствии название Малый БАМ. В 1940-41 годах на этой линии велись активные работы, были уложены рельсы, но закончить строительство помешала война. В 1942 году ветку разобрали, рельсы сняли и оправили в переплавку, позднее их использовали для строительства Волжской рокадной дороги.

      В 1950-х в СССР вновь заговорили о строительстве БАМа. Провели изыскательские работы, в результате которых обнаружили богатые залежи каменного угля в Южной Якутии. Поэтому было решено, что одновременно с основной магистралью будет строиться и Малый БАМ. В 1967 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о возобновлении проектно-изыскательских работ. 

      По-настоящему строительство БАМа развернулось в 1974 году – в апреле БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и туда потянулись первые комсомольские отряды. В их числе были комсомольцы из Якутии.

       

      Сели и поехали

       

      Когда XVII съезд ВЛКСМ объявил БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, в СССР началась настоящая «бамовская» мобилизация. Поскольку центральный участок – Малый БАМ – должен был пройти по территории ЯАССР, руководство республики решило, что якутяне непременно должны участвовать в строительстве железной дороги. Первый отряд начали собирать в конце апреля – как только отгремел съезд.

      Федор Яковлев (приехал на БАМ с первым отрядом): «Клич кинули по всей республике. Мы тогда работали в СМУ-1 «Якуттяжстрой» - учреждение, которое строило все объекты в городе. Очень сильное управление было, занимало первое место по РСФСР в соцсоревновании. Приехал к нам секретарь комсомольской организации и говорит: «На БАМ отряд набирают. Поедете?» А мы были молодые – 18-20 лет, многие после армии. «Поедем, - говорим, - отчего не поехать!» Собирались не долго: сели и поехали».

      Головной якутский отряд (так первое время назывался будущий «Якутский комсомолец») проводили 15 мая 1974 на торжественном собрании комсомольского актива. Заседание проходило в здании политпроса на проспекте Ленина. Как водится, звучали комсомольские наказы, призывы помочь стране и, конечно, привести «железку» в Якутию.

      Выбранный командиром Анатолий Климов в это время находился на сессии, поэтому слово держал комиссар Гаврил Адамов, пообещавший, что в республику отряд вернется по железной дороге.

      Команда получилась разношерстной: пятеро плотников, два электромонтера, один экономист и четверо девушек - штукатуров-маляров. Были в составе и четверо солдат из Тикси – в то время считалось, что они должны непременно участвовать в любой стройке. Спустя неделю после официальных проводов отряд отправился в Тынду, а оттуда - на станцию Беленькая.

       

      Первый состав отряда СМУ-1 «Якуттяжстрой»: Анатолий Климов – командир, Гаврил Адамов – комиссар, Гаврил Алексеев, Дмитрий Курчатов, Федор Яковлев.

      Штукатуры-маляры: Зоя Гурьева, Зоя Егорова, Мария Жулева, Татьяна Хохолова.

      Якутская городская телефонная станция: Максим Габышев, Александр Эльтерман.

      Воинская часть п. Тикси: Николай Баранов, Федор Гылка, Владимир Пшик, Николай Чеботарь.

      «Якутнефтегазразведка»: Николай Винокуров.

       

       

      Беленькая

       

      В Тынде будущие бамовцы провели почти сутки – проходили медицинское обследование и ставили прививки от энцефалитного клеща. Женская часть отряда и экономист остались на строительстве поселка, остальные в составе СМП-597 отправились на место будущей станции Беленькая. В задачи бригады входило возведение мостовых переходов под производственную автодорогу до Тынды, по которой должны были завозиться материалы для будущей железной дороги. Пока же приехавшие в Беленькую якутяне увидели две десятиместные палатки, пару вагончиков и целое море тайги.

      Максим Габышев (приехал на БАМ с первым отрядом): «Зашли в палатку, видим - стоит печка, кровати. Матрасы мы с собой привезли, так что спать было на чем. В первую ночь, конечно, глаз не сомкнули. Было холодно - конец мая, ночи темные, к тому же там ущелье, сыро и холодно. Печку только сложили, она почти не грела, вот мы всю ночь вокруг нее и простояли, пытаясь согреться».

      На следующий день комсомольцев ждал еще один сюрприз. Выяснилось, что работать нечем - на весь отряд из инструментов в наличии была только бензопила «Дружба» и топор, полученный от начальника участка. Поэтому в первые дни лес рубили по очереди: один валит дерево, остальные ждут. Затем этим же топором шкурят и так далее. Так продолжалось несколько дней, пока не завезли необходимые инструменты. Трудности были не только с инструментами - в быту первое время тоже приходилось непросто.

      Федор Яковлев: «Сначала питались в общей столовой, но кормили там не очень. Придешь – тебе дают две картошки, кусок селёдки и хлеб. Конечно, нам не хватало. Пол лета мы так перебивались, потом сделали свой котлопункт: сами закупались в Тынде и готовили на бригаду. Сначала варили по очереди, потом выбрали одного постоянного повара».

      Со второй половины лета ситуация изменилась: 8 июля вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и снабжение БАМа быстро наладилось.

      На Беленькой проработали все лето. Вместе с якутянами трудились комсомольцы из Молдавии: заготавливали опоры, строили мосты через реки и ручьи. Следом отсыпала дорогу мехколонна, за которой тянули рельсы железнодорожники. Двигались вдоль старой насыпи, оставшейся от первой железки, построенной в 30-х годах заключенными БАМЛага. Заброшенные здания, сохранившиеся местами мосты и могилы первых строителей, напоминали комсомольцам, с чего начинался БАМ.

      В сентябре, когда ударили первые холода, отряд отправили в Тынду.

       

      Тында

       

      Старейший дорожный поселок Тында, расположенный на Неверской трассе, с началом строительства БАМа обрел новую жизнь. Он стал ключевым узлом, где сходились три участка: восточный, западный и центральный, и вскоре получил статус города, а вместе с ним и звание столицы БАМа.

      Вернувшийся с Беленькой отряд Климова активно включился в подготовку к встрече отряда «Московский комсомолец», приезд которого ждали в октябре. На носу была зима, поэтому плотницким бригадам поручили подготовить вагончики, пищеблоки и прочую инфраструктуру. Вагончики привозили готовыми и расставляли по определённой схеме. Каждый был рассчитан на 6 человек и содержал все необходимое: посуду, постельное белье. Для «Московского комсомольца» это стало сюрпризом: они думали, что будут жить в палатках, а вместо этого получили почти отель по бамовским меркам.

      В Тынде к отряду присоединились еще несколько человек из Якутии, которые не попали в первый состав.

      Анатолий Павлов (комсорг отряда): «Весной, когда я пришел в райком комсомола, первый отряд уже уехал на БАМ, а с ними и мой одноклассник Гаврил Адамов. Я тоже просился, но, как выяснилось, специальность у меня оказалась для БАМа неподходящая - я был авиамехаником, а там требовались строители. Мне так и сказали в райкоме: «Вы строительной профессии не знаете, поэтому путевку вам не дадим». До сентября работал на стройке, потом в Якутск приехал Ганя Адамов за новыми людьми. К этому моменту многие из первого состава отсеялись – солдаты уехали, девушки осели в Тынде, и в отряде был недобор. Нас тогда несколько человек поехало: я, Юра Никулин и Коля Кириллов – из Хандыги, Алексей Иванченко и Миша Маменко - из Алдана».

      В Тынде отряд проработал до ноября – строили автобазу, затем контору «Бамстройпути». Сразу после ноябрьских праздников его первым десантом перебросили в Могот.

      В это же время в Якутске собрали второй отряд.

      Руслан Николаев (приехал на БАМ вторым составом): «Про БАМ я услышал в апреле 1974, работал тогда в Мирном. Мы с моим одноклассником Славой Эверстовым сразу решили ехать. Зашли в Горком комсомола и написали заявления. Нам сказали, что есть три путевки, но нужны люди с разными специальностями - двух плотников одновременно направить не могут. Мой секретарь комсомольской организации был в командировке, и я опоздал с подачей характеристики, поэтому путевку получил Слава. 1 октября этого же года на улице меня догнал наш секретарь Горкома комсомола и сказал: «Едешь на БАМ!» Нас оказалось двое: я и штукатур Люба Яковлева. 3 октября вылетели в Якутск, зарегистрировались в обкоме и стали ждать остальных. К 7 октября собрался весь отряд, выбрали командира - Владимира Полякова и комиссара - Наталью Карклину и поехали строить БАМ».

      Второй отряд, который назвали «Сарыал», направили в город Шимановск Амурской области. Сначала вместе собирали из щитов складские помещения, затем девушек перебросили на отделку нового 80-квартирного дома. Ребята в это время строили магазины – сначала хозяйственный, затем продуктовый, ледник, объекты соцкультбыта.

       

      Второй состав якутского отряда:

      Владимир Поляков – командир Наталья, Карклина – комиссар.

      Плотники: Александр Алексеев, Сергей Готовцев, Вячеслав Дмитриев, Николай Сосин, Алексей Макаров, Эдуард Динер, Сергей Жак, Михаил Тинкеев, Владимир Трегубов.

      Штукатуры-маляры: Людмила Ефимова, Августина Копылова, Евдокия Пшенникова, Наталья Хорошутина, Любовь Яковлева, Ульяна Чирикова.

      Каменщики: Раиса Байская.

       

      Могот

       

      На место станции Могот отряд прибыл 11 ноября. Вокруг – заснеженная тайга, до ближайшего жилья - 34 километра. Будущий поселок пришлось искать под снегом, хорошо, что была карта-схема, составленная изыскателями, работавшими здесь летом. Территорию предстояло очистить от снега и найти сделанные отметки. Потом по ним протягивали веревки, намечая, как пойдут улицы, где будут стоять дома. Когда все подготовительные работы были закончены, приступили к нулевому циклу строительства – подготовке фундаментов для будущих щитовых домов. По мере готовности «нулей» начинали сборку домов. По ночам разгружали машины со стройматериалами.

      Федор Яковлев: «Работали и днем, и ночью, сейчас мало кто так трудится. Рабочий день длился с восьми до пяти, потом отдыхали. В двенадцать ночи приезжали машины со стройматериалами – они работали круглосуточно. Мы делились на два звена и по очереди их разгружали. Потом с четырех до семи спали, а к восьми – снова на работу».

      Жили уже не в палатках, а в вагончиках, которые привезли с собой. Кроме сложенных самими печек - никакого благоустройства, не было даже электроэнергии. Чтобы наточить топоры, приходилось ездить в Тынду, а вечерами при свечах напильниками точили цепи для бензопил «Дружба». Однако ко всем этим трудностям ребята относились спокойно - никто не ныл и не жаловался.

      В Моготе бойцы «Якутского комсомольца» встретили первый «бамовский» Новый год. К празднику готовились основательно: заранее снарядили гонца в Тынду за горячительными напитками – шампанским и водкой, продуктами. К этому моменту снабжение БАМа наладили хорошо, поэтому на столе были и новозеландская баранина, и фрукты. В тайге срубили елку, сами сделали игрушки – из фантиков, фольги от чая, всего, что нашлось под рукой. Перед самым праздником в гости приехала корреспондент «Амурского комсомольца» Тамара Андреева, понятное дело, с гостинцами.

      Анатолий Павлов: «Сами себе поставили концерт. Юра Никулин всем на удивление исполнил якутскую песню «Уоттаах туунну Якутскай». Мы вообще жили и работали очень дружно, не различались по национальностям».

      В конце января в Могот начали прибывать первые строительные отряды, которые приступили к возведению будущей станции. Якутяне оставались там до февраля, затем их перебросили в Нагорный.

       

      Нагорный

       

      Нагорной предстояло стать первой железнодорожной станцией Малого БАМа на якутской земле. Бригада Климова прибыла на место раньше всех – 3 февраля 1975 года.

      Федор Яковлев: «В Нагорный мы приехали ночью. Объект был пустой, только планировку сделали – разметили места для будущих домов. Мы полянку расчистили, установили вагончики, народ спать улегся, а я припозднился: до первого часа ходил печки протапливал, прибирался при свете свечки. И вдруг слышу – машина подъезжает. Заходят люди, по всему видать, что какое-то начальство. Стали разговаривать, один меня спрашивает: «А где остальные?» Я отвечаю, мол, спят, устали - пока загрузились, пока доехали. Поговорили немного, он вышел. Тогда я одного из сопровождавших спрашиваю: «Это кто был?» Он отвечает: «Гаврил Иосифович Чиряев». «А вы кто?» - «А я первый секретарь Алданского райкома партии». Вот такая встреча вышла у меня в Нагорном».

      Спустя пару недель из Шимановска в Нагорный приехал второй якутский отряд. Они объединились в один, который получил название «Якутский комсомолец», и в составе СМП-577 начали работать лесорубами на строительстве станции Нагорная. Станция и новый поселок должны были располагаться в шести километрах от старого поселка Нагорный, который появился на Неверской трассе еще в конце 30-х - с началом первого БАМа. Пока обустраивали место, строители до будущей станции ходили пешком. В марте комсомольские отряды переехали в новый Нагорный. В это же время сюда приехали посланцы из Орловской, Ивановской, Тамбовской и других областей, а также несколько новеньких из Якутии.

      Клавдия Павлова (приехала на БАМ в 1975 году): «Во втором отряде работали четверо ребят с нашего двора, в том числе мой школьный друг Коля Сосин. Мы с ним переписывались весь год, и сразу после выпускных экзаменов я пошла в райком за путевкой. Каким чудом мне ее дали, не знаю - мне было всего 16 лет: ни трудовой, ни диплома, только паспорт. Родителям ничего не сказала, заняла у соседей тридцать рублей и тайком отправилась на БАМ. Когда ехала, вообще не представляла, чем придётся заниматься. Отец – профессор, мама, сестры - все с высшим образованием, все учились. Но ребята из отряда взяли надо мной шефство, никуда меня не отпускали, пока я не повзрослела. Родители, конечно, рвали и метали, когда узнали: писали грозные письма, отказывались высылать теплую одежду, все ждали, что я одумаюсь и вернусь. Так и проходила в валенках и телогрейке до Нового года».

      Стройка продолжалась днем и ночью, жизнь кипела, поселок рос на глазах. «Якутский комсомолец» рубил лес под просеку от Лапри до Нагорного, затем работал на строительстве нового поселка. Девушки трудились наравне со всеми: пока ребята валили и распиливали деревья, они шкурили стволы, обрубали сучки и ветки, аккуратно их складывали, чтобы весной сжечь. Завтракали и ужинали в столовой, которую оборудовали в отдельном вагончике, а обеды готовили на просеке, чтобы не терять время.

      Весной работы велись на Становом хребте – единственном месте в Якутии, где можно загорать до того, как сошел снег. С середины апреля трудились по пояс раздетыми, поэтому уже в мае могли похвастать красивым загаром.

      Анатолий Павлов: «В 1975 на майские праздники наш отряд отправили в Якутск, мы должны были принимать участие в праздничной демонстрации. Идем по улице и слышим, как один прохожий у другого спрашивает: «Это настоящие БАМовцы?» А тот отвечает: «Видимо, да, обросшие и черные очень».

      В Нагорном жили и работали отряды из разных уголков Советского Союза, но якутяне были на особом счету. Нужно срочно разгрузить контейнер с виноградом или цементом? Всегда звали «Якутский комсомолец», потому что знали – ребята не откажут. За это им всегда шли навстречу, сквозь пальцы смотрели на мелкие нарушения, даже разрешали обходить «сухой закон», который в то время действовал на БАМе.

      Гаврил Адамов (комиссар отряда): «Помню, один раз мы ездили в Тынду разгружать цемент 31 декабря. Это было в 1975 году. В то время существовало понятие «закрытие года». Нам выделили цемент, значит, его нужно было разгрузить до того, как год закончится. Работали ударными темпами, без перекуров, чтобы к вечеру успеть обратно в Нагорный на Новый год. Мы всегда помогали, за это нас начальство уважало, даже «сухой закон» разрешали обходить. Другим отрядам спиртное по счету отпускали, а у нас лимитов не было. Некоторые обижались, конечно, почему, мол, для якутов такие поблажки. На что начальство отвечало: вы работайте так, как они, тогда и вам будут».

      Весной 1976 года просека до Нагорного была закончена. Тогда бойцам «Якутского комсомольца» объявили, что с их плотницким прошлым покончено: руководство республики посчитало, что Якутии нужны свои железнодорожные строители, и приняло решение направить их учиться специальности «монтер пути». Известие вызвало неоднозначную реакцию: с одной стороны, браться за новое дело никто особенно не хотел, с другой – стать первыми железнодорожниками в республике, довести дорогу до Якутии, поучаствовать в укладке последнего звена хотелось. Окончательно точки над «i» расставил бывший бригадир и наставник по СМУ-1, Герой Социалистического Труда Михаил Сергеев, который сказал своим ученикам: «Надо. Вы должны вести железную дорогу в Якутию!»

      Владимир Каркавин (приехал на БАМ в 1975 году): «В свое время всем отрядом приняли решение идти до Якутска просекой. Но после Нового года мы с нашим командиром Анатолием Климовым уехали на зимнюю сессию в Читу, а когда вернулись, узнали, что ребята согласились ехать в Тынду, учиться на монтеров пути. Я присоединился к ним, а Толик уехал в Нерюнгри, где стал начальником штаба ЦК ВЛКСМ по Южной Якутии. Впоследствии он частенько заезжал к нам, интересовался нашими делами».

      Спустя три месяца, в мае 1976, «Якутский комсомолец» всем отрядом сдавал экзамен на монтеров пути. Учились в Тынде, здесь же проходили практику. Экзамены первые железнодорожники Якутской АССР сдали на «отлично» и в августе приступили к укладке путей. Чтобы новоиспеченные путейцы набрались опыта, их прикрепили к бригаде под руководством заслуженного строителя РСФСР Карена Гараева, которой было поручено вести железнодорожные пути до разъезда «Якутский».

       

      Разъезд «Якутский»

       

      К границе Якутской и Амурской областей бригада Гараева подошла в конце октябре. Укладку «золотого» звена запланировали на 2 ноября, но приближалось 29 октября - День рождения комсомола, поэтому наверху решили завершить укладку до этой даты. В то время все жили по принципу: «партия сказала – комсомол сделал». Чтобы успеть к сроку, работать приходилось в две смены. Рельсы укладывали по мере того, как приходили пакеты со звеньями, которые собирали в Тынде. На разъезд «Якутский» пришли ночью 28 октября. Для укладки «золотого» звена весь пакет составили в одно звено, покрасили золотой краской и поехали в Нагорный, готовиться.

      2 ноября состоялся торжественный митинг. Прибыли руководители Якутской АССР и Амурской области, делегации подразделений «Главбамстроя», представители городов и поселков, журналисты, телевизионщики. Те, кто не участвовал в укладке лично, по радиосвязи слушали трансляцию с мероприятия.

      Гаврил Адамов: «Людей было много: приехали отовсюду: из Нагорного, Могота, Тынды. Жители Иенгры приехали на оленях. Начальство, конечно, тоже прибыло из Якутска и Амурской области. Право укладывать «золотое» звено предоставлялось лучшим из лучших: в конторе из каждой бригады выбирали почетных укладчиков».

      За право уложить «золотое» звено на границе Якутской АССР и Амурской области боролись несколько десятков трудовых бригад, из них только 8 коллективов и 37 победителей в индивидуальном трудовом соревновании стали участниками укладки. Среди них – бригада Гараева, в которую входил «Якутский комсомолец». Именно они монтировали «золотое» звено.

      Участники укладки «золотого» звена: Алексей Иванченко, Гаврил Адамов, Анатолий Павлов, Александр Алексеев, Раиса Байская, Гаврил Винокуров, Максим Габышев, Вячеслав Дмитриев, Сергей Доманецкий, Людмила Ефимова, Алексей Игнатьев, Владимир Каркавин, Августина Макарова, Алексей Макаров, Руслан Николаев, Евдокия Пшенникова, Николай Сосин, Владимир Тарабукин, Вячеслав Филиппов, Вячеслав Эверостов, Любовь Яковлева.

      Почетные укладчики в новеньких спецовках и с алыми лентами через плечо стояли перед трибуной и ждали, когда отзвучат последние выступления. Затем к границе республики подошел путеукладчик. «Золотое» звено путейцы из «Якутского комсомольца» монтировали под звуки оркестра. Наконец, украшенный транспарантами и сопровождаемый оленьими упряжками, границу ЯАССР пересек первый поезд с грузами для строящегося Южно-Якутского ТПК. Символическую ленточку перед ним разрезали первый секретарь Якутского обкома КПСС Гавриил Чиряев и первый секретарь Амурского обкома Авраменко. В этот же день на Становом хребте открыли монумент в честь первых строителей БАМа, приведших железную дорогу на якутскую землю. Так началось железнодорожное освоение республики.

       

      Золотинка

       

      После укладки «золотого» звена «Якутский комсомолец» самостоятельно повел железную дорогу дальше, до Беркакита. Ушедшего командира Климова на посту сменил Алексей Иванченко, кроме того, в отряде остались несколько опытных монтеров из бригады Гараева.

      С середины ноября начали укладку путей до станции Нагорная. Путейцам назначили срок: привести туда железную дорогу к 19 декабря 1976 года – к дню рождения генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева. И снова работали днем и ночью. До последнего дня все шло по плану, а потом возникли проблемы.

      Владимир Каравкин: «Когда до Нагорной оставалось 800 метров, выяснилось, что привезли старогодные звенья в креозоте, которые разъезжались в разные стороны. Чтобы уложить полотно, приходилось выправлять их домкратами. В эту ночь дул сильный ветер со снегом, и мы не успевали выправлять пакеты. На помощь пришли несколько человек из другой бригады. Работали до утра, некоторые ребята обморозили щеки, носы, но уложили эти 800 метров вовремя».

      Утром 19 декабря в Нагорном отпраздновали укладку «серебряного» звена и встретили первый поезд. Работы на станции продолжались всю зиму: нужно было уложить подъездные пути, собрать стрелки, расчистить шпальные решетки от снега.

      Весной 1977 «Якутский комсомолец» двинулся на Золотинку. Чтобы проложить железную дорогу, еще в 1975 году на участке Нагорный–Золотинка начали строить первый подземный тоннель на вечной мерзлоте. Однако когда началась укладка путей, его еще не закончили, поэтому было решено вести дорогу по верху. Когда подъем почти преодолели и вышли на исходную линию, при проходе пролетного моста упал путеукладчик, рассыпав все звенья. Укладчик подняли на следующий день, еще трое суток ушло на то, чтобы все собрать. На четвертый день пригнали новый укладчик и продолжили работу.

      Руслан Николаев (приехал на БАМ вторым составом): «В Золотинку мы должны были прийти 24 июня. Все шло хорошо, пока не дошли до моста через реку Холодникан. Как выяснилось, он был кривой, и уже на выходе путеукладчик сошел с рельсов и упал на бок. Всю ночь мы занимались его подъемом и только к пяти утра возобновили укладку. Подойдя к конечному пункту, оставили одно звено и поехали завтракать. К 10-ти часам вернулись и торжественно уложили звено на станции Золотинка».

       

      Беркакит

       

      Освоение станции Беркакит - конечной точки Малого БАМа - началось в декабре 1975-го. Строительство станции и нового города Нерюнгри вели ударные комсомольские отряды из центральных районов России, Белоруссии, Украины и других союзных республик. В их числе трудился еще один республиканский отряд - «Юность Якутии». А через два года, 29 октября 1977 года, бойцы отряда «Якутский комсомолец» уложили в Беркаките последнее «золотое» звено и завершили строительство северной ветки БАМа.

      Руслан Николаев: «5 ноября 1977 полетели в Якутск для участия в торжественном собрании в честь 60-летия Великой Октябрьской революции, фотографировались со знаменем Обкома комсомола. До конца года укладывали пути на станции Беркакит, врезали стрелки. Весной разрешили дальше укладывать пути, в мае дошли до станции Нерюнгри-Пассажирская. Осенью начали укладку до станции Нерюнгри-Угольная, на которую пришли с укладкой к Дню комсомола. В октябре нам вручили медали «За строительство БАМа».

      После окончания строительства Малого БАМа судьба бойцов «Якутского комсомольца» сложилась по-разному: кто-то уехал на большую землю, кто-то перешел работать на другие участки БАМа, часть продолжила строительство железной дороги сначала до Нерюнгри, потом и до Якутска. Комиссар отряда Гаврил Адамов до сих пор трудится на железной дороге, он - единственный из отряда, кто дошел с рельсами до Якутска. Вспоминая свою «бамовскую» молодость, они все уверяют: если бы сегодня им предложил поехать туда снова, они бы сделали это, не задумываясь.

      Анатолий Павлов: «В СССР все масштабные проекты завершились до нас: Братскую ГЭС построили, целину подняли, космос покорили. Мы уже думали, что нашему поколению ничего не осталось. И тут – БАМ! Это же удача по жизни, по-настоящему огромное событие! И мы счастливые ребята, что приняли в нем участие!»

      Официально строительство Малого БАМа завершилось 28 декабря 1979 года. В этот день Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию железнодорожную линию Тында–Беркакит. Малый БАМ обеспечил удобный подвоз грузов для строительства магистрали, позволил вывозить уголь, добытый в Южной Якутии, и сделал реальным строительство АЯМ. С открытием сквозного движения поездов по БАМу появились перспективы индустриального и социального развития Южной Якутии.

       

      По страницам истории

       

      1925 год

      Начался процесс районирования территории Якутской АССР.

      26 декабря 1926 года

      Состоялся первый съезд жителей Тимптонского района, на котором впервые местное население было ознакомлено с целями и задачами советской власти. Тогда же был избран пленум исполкома из 13 человек. При РИКе были организованы три комиссии: санитарная, пожарная и комиссия по снижению цен.

      1927 год

      На совещании при ЯЦИК поднят вопрос о принципах районирования.

      1929 год

      Шестым Всеякутским съездом Советов принято постановление «Об экономическом и административном районировании ЯАССР».

      20 мая 1931 года

      Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О национальных районах и внешних границах Якутской АССР» в дополнение к утвержденным по Якутской АССР национальным эвенским районам — Анабарскому, Булунскому, Вилюйско-Мэрхинскому, Тукуланскому — было утверждено еще одиннадцать, в том числе и Тимптонский с центром в поселке Нагорном. До этого времени Тимптонский район был приисковым с центром в пункте Якут, затем в поселке Лебедином. Входил в состав Алданского округа, который делился на три района: Алданский, Учурский и Тимптонский.

      1932 год

      На территории Тимптонского района существовало три национальных Совета (Беллетский, Дельметский и Алгаминский) и четыре сельсовета (Чульманский, Нагорнинский, Апсакканский и Колбачинский).

      1938 год

      Состав сельских Советов несколько изменился. Вместо Апсакканского и Колбачинского появились Кабактанский и Неречинский.

      16 января 1939 года

      Населенный пункт Кабактан стал рабочим поселком.

      8 апреля 1939 года

      Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Нагорнинский сельский Совет был разукрупнен на два — Нагорнинский и Золотинский.

      7 марта 1941 года

      Населенные пункты Нагорный, Пульман и Неречинский сельский Совет были отнесены к категории рабочих поселков.

      24 апреля 1941 года

      Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР центр Тимптонского района перенесен из поселка Нагорного а поселок Чульман. А Нагорный стал центром Неречинского Совета.

      24 января 1943 года

      Указом Президиума Верховного Совета Якутской АССР упразднен Беллетский кочевой Совет депутатов трудящихся Тимптонского района Алданского округа ЯАССР, с передачей территории Беллетского Совета в состав Чульманского поселкового Совета Тимптонского района ЯАССР.

      1951 год

      На территории Тимптонского района имелись: один районный Совет депутатов трудящихся, поселковые Чульманский и Нагорнинский, сельский Золотинский, наслежный Дельметский и кочевой Алгаминский.

      1952 год

      В приказах Читинского геологического управления о развертывании работ по поиску угля впервые появляется название «Нерюнгра», изменившееся впоследствии на нынешнее.

      1956 год

      Упоминание о Нерюнгри как о поселке находим в справочнике по административно-территориальному делению, хотя сам поселок до этого уже существовал 2 года.

      11 мая 1956 года

      Президиумом Верховного Совета Якутской АССР в составе Тимптонского района образован Суон-Тиитский сельский Совет с центром в населенном пункте Суон-Тиит.

      28 ноября 1958 года

      Президиумом Верховного Совета ЯАССР упразднен Дельметский сельский Совет Тимптонского района.

      1963 год

      Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля на территории Якутской АССР образовано двадцать сельских и пять промышленных районов, в том числе и Алданский, в состав которого опять был включен Тимптонский район.

      24 февраля 1972 года

      В административно-территориальное деление Якутской АССР внесены некоторые изменения. Населенный пункт Нерюнгри отнесен к категории рабочих поселков с сохранением за ним прежнего наименования. Упразднен Неречинский сельсовет. Населенные пункты Угольный и Большой Дурай отнесены в административное подчинение вновь образованному Нерюнгринскому поссовету.

      15 октября 1974 года

      Приказом №360 министра угольной промышленности СССР для осуществления строительства Южно-Якутского угольного комплекса создан комбинат «Якутуглестрой» с подчинением ему Чульманского строительно-монтажного управления.

      6 ноября 1975 года

      Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Нерюнгри Алданского района Якутской АССР преобразован в город республиканского подчинения. Рабочие поселки Чульман, Нагорный, село Золотинка и поселки Беркакит, Большой Дурай, Большой Хатыми, Перекатный, Суон-Тиит и Угольный Алданского района с прилегающими к ним территориями общей площадью 85,5 тысячи квадратных километров переданы в подчинение Нерюнгринскому городскому Совету депутатов трудящихся.

      12 ноября 1975 года

      Постановлением Президиума Верховного Совета Якутской АССР утвержден Нерюнгринский городской Совет с центром в городе Нерюнгри в составе рабочих поселков Чульман, Нагорный, Беркакит, Большой Хатыми, села Золотинка, населенных пунктов Большой Дурай, Угольный.

      17 февраля 1976 года

      В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Якутской АССР «О некоторых изменениях в административном территориальном составе Алданского района Якутской АССР» была установлена административная граница между Алданским районом и территорией, переданной в подчинение Нерюнгринскому городскому Совету депутатов трудящихся Якутской АССР.

       

      * * *

      14 сентября 1972 года на разъезде БАМ Транссибирской магистрали был забит первый «серебряный» костыль железной дороги до п. Тындинский (в настоящее время г. Тында).

      13 мая 1975 года начаты работы по предпортальной выемке Нагорнинского тоннеля. 20 сентября бригада Григория Гуреева уложила первое звено железной дороги от станции Тында на север, к Беркакиту. В октябре этого же года началась проходка Нагорнинского тоннеля.

      1976 год ознаменовался сразу несколькими крупными событиями. В июне началось строительство первого железнодорожного моста на якутском участке БАМа, а также вышел Указ Президиума Верховного Совета ЯАССР о регистрации вновь возникшего железнодорожного разъезда на территории, подчиненной Нерюнгринскому городскому Совету с присвоением ему наименования «разъезд Якутский». 1 июля коллектив СМП-578 приступил к возведению железнодорожной станции Золотинка.

      7 августа в поселке Золотинка состоялся первый республиканский слет молодых строителей ЮЯ УК и Центрального участка БАМа. 2 ноября уложено «золотое» звено на разъезде «Якутский», что на границе Якутии и Амурской области. На якутскую землю пришел первый поезд, его вел Г.С. Гусев. 19 декабря в Нагорную, первую строящуюся в Якутии железнодорожную станцию, пришел первый рабочий поезд со стройматериалами для ЮЯ УК.

      1977 год: 24 июля первый рабочий поезд прибыл на станцию Золотинка, 10 сентября закончена проходка Нагорнинского тоннеля, важнейшего объекта на железнодорожной линии Тында-Беркакит (на 4 месяца раньше срока), 29 октября на станции Беркакит уложено последнее звено железнодорожной линии Тында-Беркакит.

      1978 год явился значимой вехой в истории развития железной дороги на территории республики и страны в целом. В январе в московском кинотеатре «Россия» стали демонстрировать документальный фильм «Золотое звено», созданный на Восточно-Сибирской студии кинохроники и повествующий о строительстве железной дороги БАМ-Тында-Беркакит. По Центральному телевидению показали документальный фильм «Здравствуй, Нерюнгри!»

      Ровно в 15 часов 15 августа рельсы железнодорожной магистрали пришли в поселок строителей Нерюнгринской ГРЭС. 13 октября тоннельным отрядом №16 подписан акт сдачи Нагорнинского тоннеля под укладку пути, 25 октября по нему прошел первый рабочий поезд. В 14 часов 40 мин 26 октября на станции Угольная уложено последнее железнодорожное звено, отправлен первый эшелон с углем Южной Якутии.

      13 марта 1979 года создано Погрузочно-транспортное управление ПО «Якутуголь» - первое железнодорожное предприятие Южно-Якутского угольного комплекса, оснащенное современной железнодорожной техникой и автоматикой.

      29 октября впервые в Якутии открылось постоянное движение пассажирских поездов на участке Беркакит-Тында. С ноября действует транспортный конвейер Нерюнгри-БАМ-Восточный порт. В бухту Врангеля прибыл первый железнодорожный состав с Нерюнгринским углем. В декабре окончено строительство Якутского участка БАМа. 29 декабря железнодорожная линия Тында-Беркакит принята в постоянную эксплуатацию.

      1980 год. 10 января – приказом ПМС СССР принята в постоянную эксплуатацию станция Беркакит для осуществления грузовых, пассажирских и контейнерных перевозок. Открыто регулярное движение пассажирских поездов от железнодорожной станции Беркакит.

      17 января оперативное руководство станцией Угольная передано Погрузочно-транспортному управлению (ПТУ) ПО «Якутуголь». 19 ноября в постоянную эксплуатацию принят железнодорожный участок Беркакит-Угольная.

      1981 год. 23 февраля со станции Угольная отправлен состав с миллионной тонной нерюнгринского угля.

      В декабре 1983 года со станции Беркакит ушел первый тяжеловесный состав весом 7000 тонн с нерюнгринским углем.

      5 декабря 1984 года на десятом километре ветки Беркакит-Угольная была забита первая опора первого железнодорожного моста на железнодорожной магистрали Беркакит-Томмот-Якутск.

      11 апреля 1985 года на 16-ом км линии Беркакит-Угольная состоялся торжественный митинг по случаю укладки «серебряного» звена железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск. 29 мая в строй вступил железнодорожный вокзал на станции Нерюнгри-Пассажирская. Было открыто прямое железнодорожное сообщение с Москвой и Хабаровском.

      В декабре 1989 года создан первый на БАМе фирменный поезд «Южная Якутия».

      29 июня 2001 года на разъезде «Улак» Дальневосточной железной дороги торжественно уложили первое звено железнодорожной линии Улак-Эльга.

      28 августа 2004 года открыто пассажирское движение на железнодорожной ветке Нерюнгри-Алдан-Томмот. 1 сентября этого же года на станцию Нерюнгри-Пассажирская прибыл первый пассажирский поезд из Томмота-Алдана.

      1 марта 2005 года в Нерюнгринском районе встречали бойцов I Белорусского комсомольско-молодежного студенческого отряда имени Героя Советского Союза Н. Кедышко, прибывших из Минска. 30 лет назад именно они были первым десантом, прибывшим на место строительства железнодорожной станции Золотинка.

      14 августа 2006 года в ЦКиД им. Пушкина города Нерюнгри состоялись торжественные проводы молодежного стройотряда «Нерюнгринец» на строительство железной дороги до Якутска.

      23 января 2012 года открыто сквозное железнодорожное сообщение от станции Улак Байкало-Амурской магистрали до Эльгинского каменноугольного месторождения протяженностью 321 км.

      9 июля 2014 года в рамках торжественных мероприятий, посвященных 40-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, на границе Амурской области и Республики Саха (Якутия) состоялся митинг, в числе участников которого были ветераны строительства БАМа и бойцы отряда – строителей АЯМа.

      Почти одновременно, 12 июля, на фестивальной поляне поселка Беркакит состоялся XXV юбилейный Всероссийский фестиваль бамовской песни «Беркакит-2014», посвященный 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали и Году культуры в России.

       

      Подготовила Ирина Васильева, при содействии Нерюнгринского городского музея

       

    • распечатать
    • отправить другу

    Ещё по теме:

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить

    Поздравления

    Посмотреть все поздравления ∨

    Топ 4

    Последние комментарии

      Объявления

      • Новости
      • О газете
      • Подписка
      • Архив номеров
      • Каталог
      • Главная